Селенгинский бурят Галсан Гомбоев и Лев Толстой. Кто, как и на кого повлиял?
К 200-летию со дня рождения одного из первых бурятских учёных Галсана Гомбоева
Бурятские парни-одногодки Доржи Банзаров, Галсан Гомбоев, Алексей Бобровников были первыми в 1-й половине XIX века бурятами-учёными со светским и / или духовным образованием, которые учились и работали в Казанском и Петербургском центрах востоковедения. Они являются родоначальниками бурятской научной школы монголоведения.
Если имя Доржи Банзарова (1822-1855) известно широкому кругу читателей, то имена остальных были известны далеко не всем.
Алексей Бобровников (1822-1865) внёс большой вклад в развитие российской школы монголоведения, в круг его научных интересов входили наряду с монгольским и калмыцким языками фольклор, народные эпические произведения монгольских народов. «Грамматику монгольско-калмыцкого языка» А. Бобровникова можно отнести к фундаментальным трудам в области монгольского языкознания. А.А. Бобровников — один из первых исследователей народных эпических памятников бурят-монголов и калмыков: «Гэсэр» и «Джангар». В своих научных оценках он был солидарен со своими друзьями и земляками Д. Банзаровым и Г. Гомбоевым.
Современником Доржи Банзарова был и его земляк, селенгинский бурят Галсан Гомбоев (1822-1863). По настоянию выдающегося российского монголоведа, декана восточного факультета Осипа Михайловича Ковалевского Галсан Гомбоев, имевший фундаментальное буддийское образование, не только преподавал в гимназии и университете, но и сам учился в светском учебном заведении — посещал занятия в качестве слушателя Императорского Казанского университета.
Следует отметить, что О.М. Ковалевский высоко ценил работу Гомбоева в гимназии, где он преподавал. По его предложению Галсан Гомбоев был награждён Золотой медалью на Анненской ленте, за добросовестную работу и усердие в Первой Казанской гимназии.
В 1854 году вместе с восточным факультетом Казанского университета он переехал в Санкт-Петербургский университет. Петербургский период в жизни Галсана Гомбоева ознаменован успехами в научно-исследовательской работе, направление которой было задано профессором О.М. Ковалевским в стенах Казанского университета — изучение источников по монгольской истории, в котором Гомбоев достиг успехов. Получив опыт исследовательской работы, изучив тибетский и санскрит, а также русский язык, став дипломированным специалистом в Казани, в Петербурге он стал авторитетным учёным в области монголоведения.
Преподавательская и учебная деятельность Галсана Гомбоева в Казанском и Санкт-Петербургском университетах превратила его в высокообразованного европейца, члена-корреспондента Восточного отделения Императорского Археологического общества.
...Путь трёх первопроходцев от бурят в науку заслуживает отдельной большой статьи. Здесь мы хотим рассказать лишь об оказании влияния бурятского учёного ламы-гэцула Галсана Гомбоева на образ мыслей молодого Льва Толстого касательно одной темы.
В 1843 году Лев Толстой приехал в Казань. Вслед за братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем Лев решил поступить в Императорский Казанский университет (наиболее славившийся в то время), где работали на математическом факультете выдающийся учёный-математик Николай Иванович Лобачевский, а на восточном — выдающийся учёный-монголовед Осип Михайлович Ковалевский. 3 октября 1844 года Лев Толстой был зачислен студентом разряда восточной (арабско-турецкой) словесности.
…Галсан Гомбоев попал как-то в больницу, где его положили в одну палату с будущим писателем Львом Толстым, учившимся в ту пору в Казанском университете.
Писали, что именно Галсан Гомбоев своим личным примером в Казани около 1847 года обратил внимание юного Льва Толстого на востоковедение, буддизм и непротивление злу насилием. Толстой рассказывал о встрече с «бурятским ламой» своему редактору и издателю П.И. Бирюкову.
Лев Толстой искал себя как писатель и как человек, и долгие беседы с Галсаном Гомбоевым заметно повлияли на его дальнейшую судьбу. Толстой оставил свою прежнюю бесшабашную жизнь и, не закончив учёбу, уехал на юг России, где в то время разворачивались бурные события Крымской войны.
С годами Лев Толстой, умудрённый жизненным опытом, напрямую обратился к буддийской философии. Истоки интереса Л.Н. Толстого к буддизму, к его основным философским, эстетическим и нравственным категориям заслуживают, бесспорно, особого внимания. Думается, что знакомство и общение девятнадцатилетнего Льва Толстого с буддийским ламой, преподавателем Казанской гимназии и Императорского Казанского университета Галсаном Гомбоевым сыграли ключевую роль в формировании его мировоззренческих взглядов, поворота его интереса к Востоку, восточным мотивам в его творчестве.
Анализ художественных произведений, публицистических статей, дневниковых записей Л.Н. Толстого, его встреч с разными людьми, нашедших отражение в научной и мемуарной литературе, позволяет констатировать, что в течение своей долгой плодотворной жизни классик русской литературы расширял и углублял свои познания в буддийской философии, в частности в традиции «гелук», которой придерживаются монгольские народы, проживающие в России, буряты и калмыки. Они дали ему возможность трансформировать и адаптировать её основные идеи в его произведениях, расширяя возможности европейской литературной традиции и тем самым обогащая мировую художественную культуру.
Что ещё интересно, идеи ненасильственного сопротивления, изложенные Л.Н. Толстым в работе «Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатму Ганди, состоявшего с русским писателем в переписке.
*****
Несомненно, что буддийское мышление бурят-монголов того времени, которое они доносили до творческих людей на русском языке, привлекало внимание и пленяло всё мыслящее общество XIX — начала XX вв.
Опыт межкультурного диалога я как-то обрисовал на примере бесед цанид хамба-ламы Агвана Доржиева и первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского, получившего в своё время образование в Цюрихском университете в Швейцарии.
Агван Доржиев встречался с А.В. Луначарским в 1920 году. Речь шла на встречах о свободе вероисповедания, культурном строительстве, их необходимости для процветания государства и его граждан. На этих встречах Агван Доржиев подчёркивал, что буддизм — не религия, а философия, что в нём присутствуют общие с коммунизмом идеи (буддийсткий социализм) ответственности каждого за общее дело.
О знаменитом буряте Агване Доржиеве, полномочном представителе Далай-ламы ХIII в России, нарком просвещения Луначарский сказал следующее: «Чтобы нам, большевикам, выглядеть за столом переговоров наравне с этим азиатом, необходимо готовиться не месяцы, а годы!».
Известно, что Агван Доржиев в качестве дипломатического представителя Далай-ламы XIII в 1898-1899 гг. посетил Россию, Францию, Англию, Австрию и Италию.
В Париже 27 июня 1898 г. в музее Гиме он провёл буддийское богослужение и прочитал публичную лекцию.
Присутствовало около 200 человек. Основными категориями лиц, посетивших богослужение и лекцию, были учёные, дворянство и прекрасные дамы в утренних туалетах. Присутствовал Жорж Клемансо, французский политический и государственный деятель, будущий премьер-министр Франции; Жозеф Деникер, французский натуралист и антрополог; Александра Давид-Неёль, знаменитая впоследствии путешественница и исследовательница Востока; А. Буссемар, французский учёный-исследователь; в гуще народа находился даже некий католический священник.
Есть предположение, что Иннокентий Фёдорович Анненский — русский поэт, драматург и переводчик, критик — был среди присутствующих. А также Максимилиан Александрович Волошин, поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
... Баргузинский лама Цыден Содоев тоже был широко образованным человеком. Учился в течение пяти лет в одном из крупнейших монастырей Тибета, выписывал английские и французские журналы — они, по воспоминаниям современников, были найдены в доме Соодой-ламы после его смерти. Он знал не только философию, но и политику, географию, историю, медицину и другие науки.
Путешествовал по многим странам. В 1908-1911 гг. совершил паломничество в страны буддийского Востока: Тибет, Индию, Непал, Цейлон, Бутан. Во время этого же путешествия он встретился на Дальнем Востоке с русским писателем Антоном Павловичем Чеховым. Об этом знакомстве Соодой-ламы со знаменитым русским прозаиком и драматургом хорошо помнят баргузинские буряты.
Не сомневаюсь, что и молодой Лев Толстой с похвалой отзывался о Галсане Гомбоеве, высокообразованном буддийском ламе и университетском преподавателе.
Получается, что наши буддисты и буддологи за свою жизнь встречались с самыми выдающимися личностями интеллектуального мира своего времени. С незаурядными личностями светского мира…
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.