Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

05.03.2020 11:14 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

I Всебурятский открытый фестиваль-конкурс «Национальный костюм и этномодель рода 2020»

Автор: Анжелика Дымчикова

29 февраля прошел I Всебурятский открытый фестиваль-конкурс Национальный костюм и Этномодель рода-2020. Обращение к традиционному костюму в разрезе «аки попало», «около того», «примерно так носят», «ассорти-винегрет» постепенно уходит. Приходит на смену упорядоченность, осмысленность и культура ношения традиционных костюмов. На данном фестивале приняли участие несколько моделей из Баргузинской долины.

В номинации Приз зрительских симпатий Этномоделью-2020 стала Ольга Раднаева из рода Обхор Галзууд из Курумкана, Аллы, бэри из рода Оторшо Шоно. Костюм ей сшила швея Лубсанова Чимид-Ханда Гармаевна из рода Шаралдай Булагад, нагснад- Борьбиншо из Баянгола, украшения изготовила Сарюна Эрхитуева из Курумкана из рода Обхор Галзууд. Ольгу поддержали ее родственники, одноклассники, спонсор-меценат Стас Владимирович Гармаев, Отдел культуры Курумканского района в лице Монтоевой Тамары Бадмаевны. Но в любом случае, большую финансовую и моральную нагрузку несла в себе именно Ольга, представляя традиционный костюм баргузинских буряток в возрастной категории 30-40 лет. Ольга обладает харизмой модели; красотой и грацией сумела передать характер баргузинской красавицы. Раскосые глаза модели, светлое узкое лицо, высокие очерченные скулы, рост, особая пластика и резкость в движениях, смешение разных кровей и культур, но в итоге «баргжан бурайд» — все это, как образ, облаченное в традиционный костюм, говорит нам и напоминает о нашей истории, о наших корнях. Эхиритки носили ножи наравне с мужчинами, охотились. Пояс «Оноо» в виде поясного украшения металлическими пластинами или бахромой — прямое доказательство и рудимент от наборных поясов.

В номинации Мужской костюм Этномоделью- 2020 стал Ринчинов Аюша Дабаевич из рода Эмхэнэд, нагснад- Сэнгэлдэр Номол. Он родом из Аргады, проживает в У-Удэ, является руководителем ансамбля «Уряал», преподает вокал в школе искусств №13. Как модель, Аюша донес до нас образ свободного, уверенного в себе мужчины, мужа. В движениях Аюши неизменно проскальзывает та самая особая пластика, присущая крадущемуся охотнику. Швея, изготовившая его баргузинско-эхиритский вариант, Жагбаева Татьяна Дамчеевна из рода Уряанхай хачинууд, Сартулы. Родом из Джиды.

В номинации Семейная пара почетное третье место заняли Баргузинские Эхириты — семья Ринчиновых Аюши и Виктории. Ринчинова Виктория Михайловна- преподаватель в Колледже искусств им. П.И.Чайковского по классам игры на Лимбэ, Эвэр-бурэ, Суур. Родом из Джиды. Дед Виктории изготавливал музыкальные инструменты, дархан, ювелир. Абга-дядя Виктории Жагбаев Батор Дамдин-Сурунович Лауреат госпремии, коллекция которого находится в Кремле.

Замечательной паре сшила костюмы Жагбаева Т.Д., она же талантливая, мудрая, благородная мама Виктории, мама нашего солиста оперного театра Эдуарда Жагбаева.

А общекомандное 1 место заняли Эхириты! Баргузинские, Ольхонские, Кабанские, Хурумшинские эхириты достойно представили свое племя.

Костюмы баргузинских бурят были воссозданы согласно техническим эскизам по результатам научно-практической конференции 2016 года «Традиционный костюм баргузинских бурят».

Наряду с осмыслением ношения традиционного костюма относительно родо-племенной принадлежности возрастает также и ответственность швей, модельеров, дизайнеров за правильное конструирование, моделирование и пошив. В этом деле требуется знание, интуитивное чутье, и, главное — системный взаимообмен опытом, знаниями. Благодаря таким фестивалям, творческим порывам организаторов, возникают конкретные сообщества, энергообмен между участниками, поднимается Сулдэ у народа. На будущий год фестиваль» грозится» стать международным, ибо Консул Монголии огласил намерение представить этномоду Монголии, моделей, швей на II фестивале.

И как будет в дальнейшем представлен «феникс», возрожденный традиционный костюм баргузинских бурят, нужен ли он современным бурятам великой страны Баргуджин Токум или останется только грустным эхом «мартагдааб», будет зависеть теперь только от нас..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43