Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

01.02.2019 09:30 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О неизвестных страницах из истории края

Автор: Цыренжаб Чойропов.

На днях на сайте «Баргажанай буряадууд (Хурамхаан, Баргажан)» выложен документальный кинофильм "Через Икатский хребет", посвящённый 75-летию Курумканского района. Автор сценария Цыренжаб Чойропов, режиссёр Дулма Баторова, оператор Алексей Жилин.

В основе сюжета – интересные, удивительные и невероятные события, гипотезы и рассказы очевидцев, анализ и оценка учёных и экспертов. Мы старались давать новые ответы на старые вопросы и задаём свои. Здесь выставлены факты, о которых долго молчали, и независимая оценка событий, изменивших жизнь наших предков более полутора века назад.

…В начале 1860-х годов часть населения Баргузинской долины под предводительством Сувана Хамнаева – из рода тайшей Баргузинской степной думы — покинула родной край. Укочевала через Икатский хребет на юго-восток, через Еравну – в Агу и Монголию. Число покинувших родину составила 341 семья (Жамсаран Сажинов), по некоторым предположениям, это примерно треть всего населения долины (см.: Чойропов Ц.Ц. Как баргузинские буряты перебрались на юго-восток через Икатский хребет? – «Огни Курумкана», №№ 37-38 от 16 и 23 сентября 2016 года).

Что побудило наших предков оставить насиженный, обжитой край, богатый целебными источниками, с разнообразным животным миром и удивительно красивой природой? В то время между родными братьями Суваном и Сахаром Хамнаевыми возникли какие-то недоразумения-распри, в которые вольно или невольно было вовлечено практически всё баргузинское население, в дальнейшем разделившееся на два лагеря. Суван поссорился с братом Сахаром, может быть, из-за делёжки богатства, или «сэсээ буляалдаа». Братья начали ругаться. И тогда Суван сказал родному брату: «С тобой никогда не смогу жить». Были и другие объяснения причины ухода: борьба за власть, по религиозным веровениям (к ним мы ещё вернёмся).

Баргузинцы, которые следовали с ним или за ним, по пути рассеялись на большой территории – Баунта и дальше Еравны. По словам Цырена-Доржи Донирова, бывшего жителя села Усть-Зазы Еравнинского района, его предки также являлись участниками того далёкого события.

Другая часть их после долгих скитаний обосновалась в северной части нынешнего Забайкальского края — в Тунгокоченском районе.

В 1960 году тунгокоченские баргузинцы по приглашению председателя колхоза в селе Хара-Шибирь Могойтуйского района Бальжинимы Мажиева, Героя Социалистического Труда, переехали в Агинский округ. Они внесли большой вклад в развитие знаменитого колхоза имени Кирова в селе Хара-Шибирь, стали ведущими специалистами во всех отраслях народного хозяйства, передовиками сельскохозяйственного производства.

Об этом повествует наш короткометражный фильм «Через Икатский хребет». Думается, что этот исторический факт и сама эпопея переезда баргузинских бурят в «южные края» заслуживают, несомненно, отдельного разговора, более широкого освещения и полнометражной художественной кинокартины…

*****

Вернёмся к причинам разногласий и ссор между сановными особами того периода. Выдвигались разные причины пререканий и размолвки между братьями:

- «кто на свете всех умнее?» / «сэсээ буляалдаа»;

- ссорились из-за раздела имущества, внутренние распри по поводу расписывания ресурсов;

- неравное распределение власти, превосходство одного над другим, что привело к расколу между сторонниками того и другого;

- столкновение интересов из-за разных религиозных убеждений, например, между Сахаром, последователем традиционной «чёрной веры», и Суваном, приверженцем зарождающейся на территории края новой, «жёлтой веры».

Правда, ранее обосновывалась ещё одна причина «ухода» части баргузинского населения «на юга» — нехватка земель, пастбищных и околопастбищных угодий, их засушливость. Такую «объективисткую» точку зрения отстаивал известный наш краевед Батожаб Раднаев. Думается, что его доводы лишены убедительности. В Баргузинской долине — огромные территории, а плотность населения была совсем низкой. С уходом баргузинцев с Суваном Хамнаевым и так немногочисленные баргузинские буряты стали ещё более небольшими по количеству. Это внушительная боль и драма, когда людей лишили родины, и жуткая историческая ошибка, которая самым худшим образом повлияла на всё дальнейшее развитие Баргузинской долины.

…И тут, при нашей экспедиции в Забайкальском крае, огласили нам новую версию. Нелады в отношениях между Сахаром и Суваном Хамнаевыми начались из-за разного подхода к будущности родного края. Путь и направление развития у Сахара связывались с «западничеством», русификацией и даже культивированием на территории края православности. А Суван настаивал на сближение с тибето-монгольским миром на основе буддийской веры. Ссоры между братьями не ограничивались выяснением отношений между собой, они сноровились вмешать в них практически всё население в долине.

Такую точку зрения высказал Лодой Дылыкович Найдаров, 1932 года рождения, из села Узон Дульдургинского района. Его предки — выходцы из Баргузинской долины, они также покинули родину в XIX веке. Он рассказал нам о Суване и Сахаре Хамнаевых, о своих предках. Сразу стало видно знающего и умного человека. Собеседователь умеет обращаться с фактами и аргументировать свои суждения.

Сам Лодой Найдаров был известным и уважаемым человеком в округе. Он организатор сельскохозяйственного производства, заслуженный работник сельского хозяйства России (1997), почётный гражданин Агинского Бурятского автономного округа (2007). С 1954-го года находился на руководящих должностях. С 1968 года по 1989 год — председатель колхозов в сёлах Узон и Зугалай Могойтуйского района. Прошлым летом нам сообщили, что Л.Д. Найдаров, в возрасте 86 лет, ушёл из жизни...

Предположения ветерана подтверждают и дополняют два факта из письменных источников.

«Среди многочисленных дел, попавших в судопроизводство Дум, несколько особняком стоят дела, в которых отмечены “вредные” речи, направленные против установленной власти. В числе таковых дело Сувана Хамнаева по Баргузинскому ведомству, который был уличён в распространении порочащих слухов в отношении прибывающего в Баргузин царского чиновника.

Интересно, что делу не дали дальнейшего хода, так как распространитель слухов оказался младшим братом главного тайши ведомства Сахара Хамнаева». // Даржаев С.Ю. Суд и судопроизводство у бурят в XIX – начале XX в. — Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 15. Июнь 2008 г. – С. 1.

Вот как шло соперничество между двумя религиозными конфессиями в Долине…

Из архивных источников:

1. “В 1854 г. приезжал в Баргузин Бандида Хамба, для приведения в исполнение нового положения о ламах, высочайше утверждённого 15 мая 1853 года. По этому документу, из 35 комплектных и около стольких же некомплектных лам, оставили при дацане только 8 лам.

...Ламы, так вместе с ними и прихожане дацана, навзрыд проголосно расплакались и выехали вон из дацана; оставив Хамбу ламу с 8 его штатными ламами в дацане; Хамба лама выбрал из 8 лам одного ширетуем именно Сындыльдурского рода ламу Санжи Чинтатова”.

2. “В 1864 году епископ Вениамин приезжал в Баргузин и в это же время водрузил в Улюнском улусе в близи Степной Думы деревянный крест на горе, затем тут же он выбрал место под миссионерский стан, существующий сейчас”.

Тема заслуживает продолжения дальнейшего исследования…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

153