Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

15.06.2016 10:37 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск № 25 от 24.06.2016 г.

Сгорая, свети другим

Автор: Максим Исрафилов.

Переступив порог школы, увидев и услышав учащихся, можно сделать точный вывод о том, какие учителя здесь работают.

В Аргадинской школе мои друзья и я учились с 1946 по 1953 годы. Она сейчас отмечает столетие.

Школа для нас была вторым родным домом. Мы здесь набирались сил, знаний и умений. Нас, школьников, любимые и терпеливые путеводители научили понимать  жизнь, любить и ценить её, открыли врата дружбы, любви и согласия, указали путь просвещения. С каждым днем мы, слепые комочки, становились зрячими. И самое главное- учитель, как волшебник, находил новое сокровище знаний. И мы, как неутомимые искатели клада, открывали свежие пласты тайн бытия.

Если сравнить жизнь  Хышигтувых  Ариадны Раднаевны и Валентина Буянтуевича с источником света, то можно точно определить: они в работе сгорали дотла, светя другим. Она учила нас бурятскому языку, а он преподавал русский язык и литературу. Одновременно он был четверть века директором школы.

Как они проводили занятия! Любо-дорого вспоминать! Помню, учительница разбирала роман Хоца Намсараева «Утренняя заря». Она прочитала отрывок произведения про утро. Изящество повествования нас так увлекло, что мы впали в ребяческий сон. Каждый видел свой волшебный сон. Я видел свой Хуторхой, окруженный бесконечными полями; Бодиев Аюрзан из Булака услышал шум ветра; Цыренов Оторши из Харамодуна почувствовал горький запах степной полыни; Раднаева Дарисо из Иликчина пила воду родника; Ольга Гармаева из Аргады ловила луч солнца в ладошках. Всё это было описано писателем. В классе стояла такая тишина-комарик пролетит — гром среди ясного неба. Вспоминаешь чарующую прелесть такого урока- слезы из глаз. Певучесть родного языка из уст Ариадны Раднаевны ласкала детские уши и трогала за живое сердце. Она нас любила, как мать, хотя нрав у неё был суров. Суровость её была напускная — она показной строгостью заставляла учить бурятский язык. А.Р. Хышигтуева постоянно повторяла: «Родная речь-это национальное достояние. Без родного языка народ умирает».

После школы я крепко подружился с открытой, доброй и гостеприимной семьей. И что я обнаружил? Это обычная наша аргадинская семейная ячейка, но многодетная — девять братьев и сестер. Воспитание в таких семьях особое — каждый ребенок получает столько, сколько накоплено в родительском доме. В равной доле. Здесь нет разницы между малышами.

Этот полезный багаж воспитания Хышигтуевы вложили в школьную программу. Он дал чудесные плоды. Дети педагогов учились вместе с нами. И мы выросли в единой семье. Поэтому наши взаимоотношения между собой и дружба прочные, стойкие, почти родственные.

Каждый ребенок тянется к свету и теплу, чтобы не потеряться в тени. Он растет духовно и физически со всеми ровно и радостно. Если маленький человек чувствует радость и полезность своей учебы и роста, то у него возникают дополнительные силы и новые возможности.

Нас, учеников, Хышигтуевы берегли, как цветочков, защищали от злых сквозняков и ветров, согревали в стужу, создавали прохладу в жару.

В годы учебы нам очень повезло — учителями по словесности были знающие своё дело люди. Они привили нам тягу к чтению и любовь к книге. Книга в каждом доме была настоящей хозяйкой и имела постоянную прописку. Через учеников привязанность к книге появилась и у родителей.

Начальник почты Шотхоева Сырма Шагжиевна отмечала, что не раз приходилось заказывать подводы, чтобы доставить до адресатов все печатные газеты и журналы, подписные издания. Почтальоны Будаин Баясхалан Аюрзанаевич, Мутуев Чингис Чимитцыренович доставляли почту до самых отдаленных мест. Это повальное чтение прессы и книг в корне улучшило дисциплину и общественный порядок. В трудовых коллективах исчезли понятия хулиганства, воровства, хамства, сквернословия. Тропа к сельской и школьной библиотекам превратилась в столбовую дорогу.

 В школе часто проводились тематические вечера по отдельным произведениям. В общешкольной  и классной стенгазетах шла работа по «пробе пера». Недаром наш ученик Николай Дамдинов стал народным поэтом Бурятии.

Валентин Буянтуевич проводил занятия по русскому языку интересно и красочно. Мы учились в старших классах в 1950-1951 годах, много воды утекло с тех пор. Но до сего дня памятны уроки по чтению тех или иных авторов. Он читал наизусть стихи А.С.Пушкина, М. Ю.Лермонтова, В.В.Маяковского, А.А.Блока, стихотворения своего выпускника Николая Дамдинова. Во весь рост хохотал, когда читал отрывки из повести А.С.Пушкина «Дубровский» об обжорстве Троекурова. Хышигтуев преображался  в актера, когда рассказывал о персонажах  «Мертвых душ» или «Ревизора» Н.В.Гоголя.

Очень строго спрашивал по грамматическим ошибкам, которые находил в наших тетрадях. Не жалел красного карандаша, которым карал наши промахи.

Когда заходили в его кабинет, мы замечали на рабочем столе книги Шота Руставели, Гомера, Шекспира, Горького. Учитель говорил: «Кто не прочитал великого Гомера, тот не жил на этом свете».

Наш директор школы имел слабость к рыбалке. Хариусы сами цеплялись на крючок удочки. Секретом рыболовства он ни с кем не делился. Он любил приводить китайскую пословицу: « Хочешь рыбу — купи, хочешь иметь рыбу — купи удочку». В ней, считал он, заложена некая мудрость, какая-то хитрость.

В общем, Валентин Буянтуевич обладал и мудростью, и смекалкой.25 лет работы директором школы заставляли решать самые невероятные задачи и отгадки. Он на планерках-летучках говорил: « В любом деле не бывает мелочей, особенно в школьном».

Вот, например, прислали шесть выпускников Ярославского педагогического института в Аргаду (в то время после ВУЗа положено было отработать обязательно 3 года там, куда направят).

Надо было их встретить, устроить, обеспечить жильём, теплом, питанием. Условия сибирского села показались для них холодным душем. Две молодые учительницы сразу уехали обратно. Три из них отработали положенные три года и уехали.

Одна ярославна, Карташова Татьяна Васильевна, встретила свою любовь в Аргаде- вышла замуж за нашего земляка Цыбикова Кима Санжиевича. Появилась ещё одна счастливая и крепкая семья. Директор школы встретил первенца молодой семьи в роддоме, позже учил восьмерых их прекрасных детей.

Когда вернулись после ВУЗов молодые специалисты Раднаев Октябрь, Гармаев Фёдор, Лосолов Сергей, Бодиев Доржи, Раднаева Даши-Даба,   конечно, родная школа встретила их с большой радостью.  Какое счастье для мастера, когда его ученики готовы повторить любимое ремесло- путь учителя!

 Хышигтуев с уверенностью доверил кресло директора школы своим ученикам Октябрю Ринчиновичу, а затем — Федору Михайловичу. Честь школы под их руководством продолжала её  славные традиции.

Соки мастерства обучения и воспитания и воспитания детей молодые учителя пили из родника мудрости и таланта старших товарищей.

Голоса наших учителей всегда звучали и звенели набатом в жилых домах села, призывая к счастливой и светлой жизни. В каждой тонне зерна, в каждом бидоне молока, в каждом клочке шерсти, в каждом центнере мяса был заложен труд учителя- всё это богатство создавалось руками и умом выпускников родной школы.

В венке  почестей и славы Аргады яркими красками блестит заслуга учителей Ариадны Раднаевны и Валентина Буянтуевича.

Мы бесконечно благодарны своим наставникам, что получили урок терпеливого и долгого служения самому трепетному и счастливому детскому обществу.

Блеск и красота нашего детства — школьные годы — привели нас к единственному и разумному выводу: сгорая, свети другим.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

187