Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

05.04.2018 11:12 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Трудное» поведение детей из замещающих семей

Автор: Служба сопровождения замещающих семей ГБУСО «Курумканский ЦСПСД»

С каждым годом в нашем районе растет количество семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Поступая в приемную семью, ребенок уже имеет свой жизненный опыт, приобретенный в детском доме или в неблагополучной семье. Новые условия в приемной семье смягчают, но не устраняют чувства оторванности от прежней жизни, приобретенных привычек, привязанностей. У детей существуют и индивидуальные проблемы, которые необходимо разрешить.

Часто у приемных детей возникают проблемы в школе. Проблемы могут возникнуть со стороны одноклассников, их родителей и, возможно, даже со стороны учителей. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Каковы же причины «трудного» поведения приемных детей?

Дети, пришедшие в семью из детского дома, ведут себя так, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них, чтобы выжить лгали, воровали, дрались, обижали слабых, для них такое поведение было естественным. Многие выводы о правилах жизни дети делали из конкретных ситуаций поведения их родителей и близкого окружения: соврешь — похвалят, украдешь — по¬лучишь свою долю. Ребенок может неадекватно реагировать на замечания, прось¬бы, увещевания. Иногда он понимает, что такое поведение не всегда может одобряться взрослыми, но он не может сразу от него отказаться. Педагоги и приемные родители встречаются в первое время с озлобленностью, с непониманием и неприниманием определенных требований ребенком. Поэтому взрослые должны понимать, что иногда агрессия является единственной за¬щитой от стресса.

В основе стабилизации нервной системы ребенка и баланса процессов возбуждения-торможения лежит постоянная и систематическая забота значимого и постоянного взрослого об удовлетворении потребностей малыша. При этом эмоциональная сторона ухода за ребенком (т.е. демонстрируемое взрослым теплое и нежное отношение к ребенку) так же важна, как и правильный уход за ним. Но дети из неблагополучных семей, отказные дети на протяжении всей своей досемейной истории пребывают в состоянии эмоциональной депривации, т.е. недостатка эмоционального тепла и позитивного отношения со стороны значимого взрослого. Находясь в условиях учрежденческой защиты и ухода, даже при самом точном с точки зрения санитарии и гигиены удовлетворении своих потребностей, они лишены главного – значимого и близкого взрослого, постоянно и эмоционального заботящегося о них. Отсюда вытекают трудности школьного обучения в виде пресловутой невнимательности, непоседливости, иногда – безэмоциональности.

Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в приемной семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.

Слабость самоконтроля, свойственная приемным детям, черпает свои истоки также в отсутствии заботы о детях со стороны взрослого. Ведь те, о ком плохо заботились, не умеют заботиться о себе сами. В неблагополучных семьях нуждами и потребностями детей открыто пренебрегают, поэтому дети, в свою очередь, значительно отстают в развитии навыков самообслуживания. Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости? Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя во время общения с другими детьми, вел себя спокойно и с достоинством, следует неустанно внушать ему общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Приемные дети не лучше и не хуже других, они чуточку особенные. Таким детям требуется гораздо больше терпения, поддержки и индивидуального внимания со стороны взрослых, чем детям, которые изначально росли в стабильной семейной ситуации и были защищены любовью и заботой родных родителей. Должно пройти время, пока ребенок, живя в нормальной, доброжелательной среде, научится заменять аномальные формы снятия стресса более приемлемыми.

Главное, не пускать на самотек трудности и проблемы, которые появляются в замещающей семье. И если не получается решить трудную ситуацию самим, вовремя обратиться в Службу сопровождения замещающих семей. В Службе замещающие семьи могут получить консультации специалистов по возникающим проблемам, посетить детско – родительские тренинги, которые ежемесячно проводятся специалистами центра социальной помощи семье и детям в рамках реализации проекта «Тепло семьи» по благотворительной программе «Новая семья» при содействии фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» и Благотворительного фонда компании «Амвэй» «В ответе за будущее».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24