Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

18.08.2017 09:29 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Шанюшкины — гордость Баргузинской долины

Автор: Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член Союза композиторов РФ

К 90-летию народной артистки РСФСР Чимиты Шанюшкиной

В числе видных выходцев Баргузинской долины можно назвать блистательный род Шанюшкиных, представители которого достигли значительных высот в самых разных областях деятельности.

Дети из семьи Шанюшкиных, 1935 год

Предки этой известной в Бурятии семьи — выходцы из рода шоно. Отсюда и фамилия «шоношхон», преобразованная на русский лад. Они проживали в Байкало-Кударе на берегах Байкала — там, где «небо замерло в долгом поцелуе с водой», по образному выражению народного писателя Республики Бурятия Михаила Жигжитова. Они занимались охотничьим промыслом, ловили рыбу, которой в тех краях было «хоть ведром черпай», питались дикоросами: луковицами саранки, брусникой, клюквой — все, что щедро дарила матушка-природа для здоровья, красоты и ума.

 

Выживание в суровых условиях

В ночь с 1861 на 1862 год под ногами ходуном заходила земля, тревожно вела себя домашняя живность, подрагивали колокола на ближних церквах, трещал лёд, взламывая пенящуюся воду. Так началось 10-тибалльное землетрясение, в январскую стужу оставившее без крова жителей почти 150 дворов из пяти бурятских улусов. А обжитые за полтора столетия благодатные угодья Цаганской степи поглотила безжалостная водная стихия.

Собрав уцелевшие пожитки на лошадиные повозки, люди отправились в поисках новых земель подальше от места катастрофы. Они пробирались нехожеными тропами с дремучими вековыми соснами и кедрами. Так семьи Балдаковых, Нечкиных, Гыргеновых, Шанюшкиных достигли твёрдой почвы в виде крепких каменных валунов, добравшись до заповедной страны Баргажан-түүхэм. Здесь они попали в необозримую ширь таёжных просторов с белым кипением душистой черёмухи, огороженных снежными шапками величественных горных хребтов, не таящих в июльскую жару. Вынужденные уйти с насиженных мест, они обосновались в предгорье местности Маряан («дородный», «тучный») и положили начало новому поселению Курумкан, означающему «каменные россыпи» по-эвенкийски.

Потрясение, связанное с нарушением прежних жизненных устоев и прерыванием родовых связей, наложило отпечаток на образ жизни и склад характера переселенцев. Оно же способствовало налаживанию новых хозяйственно-культурных контактов. Здесь, в суровых условиях выживания, где бурлил полиэтнический котёл из русских, бурятских, тунгусских, китайских, еврейских темпераментов, выковывалась деятельная и неустрашимая порода Шанюшкиных.

Им были присущи необычайная цепкость и аналитический склад ума, будь то гуманитарная отрасль или техническая, врождённая грамотность, а также выраженная гражданская позиция. А пришедшая к тому времени в те места Советская власть сумела использовать этот природный потенциал.

 

Деятельная и неустрашимая порода

Дети Николая Алексеевича Шанюшкина проявили себя на всех доверенных им участках. Профессиональный юрист, работник прокуратуры Бурятии Антон Николаевич подвергся репрессиям, однако впоследствии был реабилитирован. Колхозный механизатор Константин Николаевич погиб в Великую Отечественную войну, защищая Сталинград.

Один из организаторов района комсомольской организации, секретарь первой комсомольской ячейки Баргузинской долины Семён Николаевич (1907-1945) по окончании военного училища был командиром эскадрона Буркавдивизиона, в боях за Москву был ранен и погиб при освобождении братской Чехословакии.

Начальник иркутского объединения «Сосновгеология», заслуженный геолог РСФСР Очир Николаевич Шанюшкин (1912-1989) был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за открытие в 1962 году стратегически важного ураново-рудного месторождения, давшего имя городу Краснокаменску, Читинской области. Тогда он молча положил высокую правительственную награду в ящик письменного стола, как это сделал в кино основоположник отечественной космонавтики С.П. Королёв. Коллегам запомнилось высказывание Очира Николаевича: «бурЯт — это я, а скважины бУрят». 

Пользовавшаяся большим уважением Ксения Николаевна пожизненно учительствовала в Курумкане и Баргузине. Обладая выраженным педагогическим талантом, она воспитала большое количество специалистов в разных областях. Её сын Юрий Дашиевич Очиров по окончании охотоведческого факультета, Иркутского сельхозинститута защитил докторскую диссертацию и работал в иркутском научно-исследовательском институте.

В Бурятии же прославилась ветвь, идущая от Григория Николаевича Шанюшкина, который, женившись на Буни Хоргановне Хоргановой (1892-1986) из рода hэнгэлдэр («вечный огонь природы»), подарил миру восемь ладных и видных, как на подбор, детей.

Дулма (Вера) Григорьевна (1919-1994) после окончания фельдшерско-акушерской школы в Улан-Удэ заведовала Харамодунской врачебной амбулаторией. В её обязанности входили дальние разъезды по глухим таёжным уголкам и дальним заимкам. Там в целях профилактики эпидемий она проводила массовую вакцинацию населения, учила их дезинфицировать жилище, посуду, бельё. Заведовала Курумканским райздравотделом, затем отделом кадров Минздрава республики. Была замужем за заслуженным учителем БурАССР М.М. Малановым — прекрасным знатоком мировой литературы, преподавателем русского языка и литературы Улан-Удэнского педучилища и наставником многих видных деятелей, в числе которых народный поэт Бурятии Николай Дамдинов.

Обладавшая музыкальными данными Цыцык Григорьевна (1921-2004) получила их в наследство от матери — одной из первых певуний на селе. Она попала в поле зрения выдающегося земляка и основателя театрального искусства Г.Ц. Цыдынжапова, который в числе будущих талантов для театра отобрал её в Курумкане. Однако через полгода учёбы она поняла, что искусство — не её стезя, и свернула с этой дороги. Зарекомендовав себя активной общественницей рабфака, она в 1940 году была выдвинута секретарём ОК ВЛКСМ по школам, а после окончания Высшей комсомольской школы в Вешняках в Москве находилась с 1952 по 1977 годы на партийной работе в организационно-кадровом отделе, Бурятского ОК КПСС. Награждена памятным почётным знаком «50 лет в партии». Была замужем за редактором газеты «Буряад Үнэн» Ц.Ц. Цибудеевым. Их дочери — Надежда, кандидат искусствоведения, преподаёт в Восточно-Сибирском институте культуры, Дарима, кандидат географических наук, занимается охраной вод бассейна озера Байкал.

Галина Григорьевна (1937), будучи замужем за выходцем из Белоруссии, журналистом А.И. Тихоновцом, проживает в Белоруссии. Сын Валерий, выпускник Московского высшего военного командного училища (МВВКУ), готовящего кремлёвских курсантов, служил в Афганистане, где полегло более 50-ти выпускников училища. В Чехословакии он отыскал могилу дедушкиного брата Семёна Николаевича.

Сыновья Шанюшкиных: многолетний председатель передового колхоза имени Сталина Очир Григорьевич (1916-1999) на пенсии долгие годы возглавлял районный Совет ветеранов. Во время войны воевал на Халхин-голе.

Ринчин Григорьевич (1917-1986) на протяжении многих лет работал начальником Курумканского аэропорта, директором Гаргинского межколхозного Дома отдыха.

Военный переводчик Бадма Григорьевич (1924-2006) окончил в Москве институт иностранных языков (Потёмкинский). Офицер-фронтовик, участник Сталинградской битвы, дошёл до Берлина, войну закончил в Праге. В мирной жизни возглавлял Баргузинское районо, а также преподавал английский язык в школах Курумкана и Баргузина.

Кадровый офицер Цырен Григорьевич (1930-2004) после окончания Серпуховского военного училища служил бортрадистом в военной и гражданской авиации, в школе, по свидетельству одноклассника поэта Н. Дамдинова, прекрасно читал стихи В. Маяковского.

 

Однако наиболее громкую славу семье принесла «бурятский соловей» Чимита Григорьевна Шанюшкина (1927-2005), первая эстрадная певица, народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии РБ.

Окончив в 1950 году Уральскую консерваторию им. Мусоргского по классу профессора З.В. Щёлоковой, она затем рекомендовала на учёбу будущих певцов Дугаржапа Дашиева, Владимира Шагжиева, Лидию Галсанову, Дулму Пурбуеву и т.д. Став солисткой Бурятского театра оперы и балета, она участвовала в постановках опер «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, «У подножия Саян» С. Ряузова, «Аршин мал алан» Уз. Гаджибекова, «Кето и Котэ» В. Долидзе, «Башмачки» Дж. Файзи и т.д.

Поворотным в её творческой судьбе стало исполнение вдохновенного романса «Инагни, шамдаа» («Тебе, любимая»), который написал её старший земляк, выдающийся певец-бас, народный артист РСФСР Бадма Балдаков. Так начиналось триумфальное признание романса, как вокального шедевра, так расцвет вокальной карьеры самой певицы. С 1955 года она стала солисткой государственного ансамбля песни и танца «Байкал» в составе филармонии, посвятив ему более 40 лет, вплоть до 1997 года. 

Широчайший репертуар Чимиты Шанюшкиной включал в себя «Казахский вальс» Л. Хамиди, «Ласточку» А. Долуханяна, молдавский напев «Ляна» в обработке Д. Федова, «Соловейко» М. Кропивницкого, вокализы С. Цинцадзе из к/ф «Стрекоза», «Каникулы любви» Я.Миягавы и т.д. Будучи пропагандистом бурятской и монгольской песни, она была первым исполнителем песен А. Андреева, Ч. Павлова, «Эдир наhан»(Юность») К. Раднаева, «Ургы» («Подснежник») Н. Дамиранова, «Галхан»(«Огонёк») Б. Цырендашиева. Именно она придала им творческую высоту. Такой богатый творческий багаж при норме 22 выхода в месяц позволил ей приобрести горячих почитателей не только в Бурятии, но и в Якутии, Калмыкии, Казахстане и пр.

Будучи певицей широкого профиля, она была участницей зарубежных гастролей коллектива в Японии, Чехословакии, Монголии, «Декад и Дней бурятского искусства в Москве, Ленинграде». Она вошла в блистательную звёздную когорту вокалистов братских регионов огромной страны: Гоар Гаспарян, Ирма Яунзем, Тамара Ханум, Куляш Байсеитова, Роза Багланова.

За свой творческий труд Чимита Григорьевна удостоена ордена «Знак Почёта», почётных медалей и грамот Бурятской, Калмыцкой и Якутской АССР. В «золотом фонде» БГТРК хранятся многочисленные записи бурятских песен в её исполнении.

Говоря о достижениях этой достойной семьи, думается, что совокупный вклад её лучших представителей в общественную копилку Баргузинской долины и заслуги, как перед большой, так и малой родиной дает основание для увековечения Шанюшкиных и присвоения их имени одной из центральных улиц районного центра Курумкана.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

279