Меню
16+

Районная массовая газета «Огни Курумкана»

29.03.2017 14:46 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Алан –Гоа на исторической родине

Автор: Автор: Жорж Абзаев- автор проекта, историк- краевед, член Союза писателей РБ.

          Баргузинская долина   в истории  монголоязычных народов занимает  особое  место.   В   баргузинских исторических летописях указывается, что  стойбище Бортэ-Чино –предка Чингисхана находилось на плато Тэптэхэй горной вершины Бархан-Уула. Не поэтому ли эта вершина стала священной?                         

Самоназвание  долины , как утверждают исследователи имеет происхождение от Баргуджин-Тукума- как родина замужней женщины. В мифологии встречается имя –Баргуджин-Гоа, она являлась первой женой Хоридой –мэргэна  от  брака , которых родилась Алан-Гоа- родоначальница  золотого рода Чингизидов. О происхождении Алан-Гоа указывает монгольская летопись   «Сокровенное сказание монголов» -«Параграф 8.А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергена, владетеля Кол-баргучжин-догумского была выдана замуж за  Хорилартай-Мергена, нойна Хори-Туматского. Названная же Алан-Гоа  и была  дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности  Арих-Усун».Монгольские источники под термином Ариг Ус , как  известно подразумевали  озеро Байкал.

        По шаманским представлениям хозяйкой- духом Болоон-Тумэрских  озер  является  Баргуджин-Гоа. Это нашло отражение в шаманских призываниях, в устном народном творчестве.

       В исторических источниках  и в монгольской мифологии  указывается , что  Алан-Гоа является  праматерью рода Чингисхана. Ее сын стал главой завоеванного им племени и был предком Чингисхана.

         «Духом-хозяином» истока реки Баргузин одни считают Баргужин-Гоа, другие Саган-баатар хаан. По местным поверьям, от них зависят своевременность и обилие дождей» — в своей  исследовательской работе «Культовые места Баргузинской долины»  утверждает кандидат исторических наук Б.Ц.Гомбоев. Об этом упоминает и К.М. Герасимова (Герасимова, 1969 г.). К.М. Герасимова  также отмечала, что называя  хозяев местности, информанты вначале упоминают либо одну Баргужин-гоа, либо добавляют после нее батора Сагаан-хан. От хозяев Боолэн-Тумэр зависят своевременные и достаточно обильные дожди». (Герасимова,1969 г.).

         Как пишет исследователь  шаманизма  Б.Д.Базаров, «дух-хозяин» горы Бата-сааган ноен является кузнецом на Восточной стороне с местом пребывания на горе Боолэн-Тумэр, непосредственно  примыкающей к одноименному озеру, где берет начало р.Баргузин. Озеро Бооолон-Тумэр  шаманы  издревле называли Хатаалгын –нуур, в переводе -« корыто, в котором закаляют железо».Жена Бата-сагаан ноена, Баян-бурал хатан- покровительница и заяша долины Баргузин. Бата-сагаан ноен, будучи учеником Бахар-хара ноена, был вхож  в его кузницу Бай-гал(Б.В. Базаров,2000, ).Возможно к этому ряду относится сообщение Рашид-Ад-Дина, где говорится о взаимосвязи между предками рода и железной горой, праздником Белого месяца и Чингисханом: « вследствие  этого, люди  не забывают о той горе, плавке железа и  кузнечном  деле, у рода Чингисхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом Нового года (Цагансар.Б.Ц.Гомбоев.) приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскадяют немного  железа и, положив его на наковальню, бьют молотом и вытягивается в полосу в благодарность  за свое освобождение (Рашид-Ад-Дин, 2002,».

        Проведение  III Международного  баргутского фестиваля (2015 г.) в Республике  Бурятии, в Баргузинском и Курумканском района  является знаковым  событием в истории  бурятского народа. Оно еще раз  доказывает о том, что  страна  Баргуджин-Токум и ее обитатели-племена  баргутов и множество   других  племен  играли важную роль   в создании Монгольского  государства, в образовании  бурятского  этноса. III  Международный  фестиваль  баргутов  является  историческим аргументом того, что  страна Баргуджин-Тукум, Бортэ-чино, Барга –Батор, Баргуджин-Гоа  известны  в монгольском  мире, и  имеют  значение в монгольском мире.

       Имя  Алан-гоа -  родоначальницы  Золотого  рода чингисидов, праматери  Чингисхана   является  священным  для монгольского  этноса. Как, установлено  происхождение  предков Алан-Гоа связано   со страной Баргуджин-Тукум, центром,которой как  утверждают ученые являлась Баргузинская  долина.  Учитывая  все это, одним из  главных   решений III Международного  баргутского фестиваля (2015 г.) было установка  памятника  Алан-Гоа  в Баргузинской  долине, в Курумканском районе.

        В  целях реализации  этого  решении  в Курумканском районе проводилось обсуждение   данного вопроса в администрации  МО «Курумканскии район»( 2015 г.). Важной проблемой  стал   выбор  места установки  памятника Алан-Гоа, которая  бы соответствовала статусу и историческому значению Праматери Чингисхана. Первоначально  рассматривался местность   Шаманка, у горы  Дээдэй –бабаай, который  покровительствует  верховьям реки Баргузин. Но, в силу того ,что  эта вершина находится в глубине Курумканского  района, труднодоступна для туристов и жителей  района,  этот вариант  стал неприемлемым. Рассматривался  также вопрос и об установлении памятника Алан-Гоа у  подножия  вершины  Бархан-Уула, которая наиболее связана с ее предками, в том, числе и  Бортэ-Чино. Но, и  здесь имеются  свои специфические для местности условия –место окруженное лесом,  небольшой обзор памятника и  рельеф местности не соответствует установке памятника. Наиболее подходящим  для установки памятника  является  местность  Хадагшан, подножие горы Марян(Лысая горы), откуда открывается величественная Баргузинская долина. Но и эти предложения требуют тщательного публичного обсуждения.

            Решение  этого вопроса требует достаточно  много  времени, так  как это связано с межеванием  земельного участка отводимого  под памятник,   эти местности относятся к Лесному  фонду.  Дальнейшие  этапы возведения памятника  Алан-Гоа: планировка  земельного  участка, проект и заказ  самого памятника, установка памятника с соблюдением всех предусмотренных в этих случаях традиции и обычаев. Важнейшим вопросом является поиск  источников  финансирования — спонсирование, меценатство, в рамках  бюджета, благотворительные акции.

         Согласно, решения  фестиваля баргутов  Памятник  Алан-Гоа  должна  быть установлена в Баргузинской долине, на древней земле Баргуджин-Тукума  к началу  IV   Международного фестиваля баргутов  в г. Чойбалсане (Монголия) в  2019 г. Презентация Памятника Алан-Гоа  представляется  участникам фестиваля, как  отчет о проделанной работе, что  будет иметь международное значение.

      Памятник  Алан-Гоа  олицетворяет собой   память обо  всех матерях. Установленный памятник   Алан-Гоа в  Баргузинской долине, в Курумканском районе   будет символом памяти обо всех матерях  Баргузинской долины, всей Бурятии.

         

Комментарии (1)

  • ARBAGAR, 06.04.2017 08:17 #

    Есть реальное предложение сделать бюджетный  памятник из металла на месте + подготовить несколько мастеров по изготовлению скульптуры из числа местных жителей. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

852