30.11.2017 11:07 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Театр был для него святыней»

Автор: Беседовала Дулма Баторова. P.s.: На этом у меня интервью обрывается… Не сохранилось больше текста. Очень жаль!

Неопубликованное интервью с дочерью народного артиста РСФСР Бадмы Балдакова.

Дедушка Мелентий был крупный, солидный, высокий, а бабушка Сыбжит – маленькой, хрупкой женщиной, была деликатной и чуткой. Папа взял внешность, рост мамы, а характер – отца. Дед Мелентий владел басом, низким колоритным голосом, обладал весёлым энергичным характером. От отца он унаследовал его весёлый нрав, голос, юмор. Но мягкий характер у него всё же был от мамы: никогда никого не обидит. Это отмечали его друзья.

Когда дед умер, на сороковой день не стало бабушки Сыбжит. Она не смогла пережить смерть мужа, как он скончался, слегла и больше не вставала. Очень дружно жили. Бадма был их единственным сыном, избалованным рос, всё ему было дозволено. Первый парень на деревне. Любил петь песни, отстукивать чечётку, кстати, это он делал великолепно. Рос очень одарённым: у него проявились и слух, и драматический талант.

- В вашей родове были голосистые…

- Балдаковы воспитали девочку-сироту Маину, как свою родную дочку. Она рассказывала, что мама Мелентия Николаевича Катерина хорошо пела, сочиняла частушки, ещё обладала каким-то даром, может быть, шаманки. Расскажу один интересный случай.

Катерина вышла замуж за отца Мелентия Николаевича бедняка Бато (по-русски Николай, потому что был крещённым). У них детей долго не было. Мимо их дома проходила дорога, по которой один лама ездил к своей женщине. Катерина, чтобы родить ребёнка, чтобы род продолжался, приглашала ламу делать обряд, а он всё время мимо проезжал, потому что те были бедные. В очередной раз Катерина приготовила последнего барана, встречает его с просьбой совершить обряд. Но лама побрезговал и отнёсся с презрением к её предложению. Тогда она вслед пропела ему частушку: «Проедешь какое-то расстояние, у твоей телеги колесо отвалится. Когда приедешь, тебя встретит женщина с мёртвым ребёнком на руках!». Она видела это, а не то, что прокляла. И действительно, лама проехал некоторое расстояние, колесо у его телеги отвалилось. Приезжает – подруга встречает вся в слезах с маленьким мёртвым ребёнком на руках. Потрясённый лама обратно едет делать обряд.

И у Катерины и Николая рождается сын Мелентий. С его именем связана тоже интересная история. Когда случился провал в Кударе, в Курумкан перекочевал целый род «Шоно», но семьи были разные: Шанюшкины, Ивановы, Нечкины, Балдаковы. Однажды в «Правде Бурятии» прочитала статью, в которой сейсмолог и краевед Эдуард Дёмин пишет о Провале и приводит такой факт: в 1897 году в Баргузине побывал архиепископ Мелентий из Иркутска и ночевал у очень бедного Балдакова. И в ту ночь у него родился сын, которого назвали в честь высокого гостя Мелентием.

В Курумкане у двоюродного брата отца Бато Шатовича голос был бас, но не стал петь. Когда он учился в Москве, то был запевалой студенческого хора.

- Интересные истории. А как Бадма Мелентьевич решил стать артистом?

- Он выехал из Курумкана в 17 лет. Приехал в город поступать в сельхозтехникум – дедушка Мелентий хотел, чтобы сын стал агрономом, он уважал эту профессию. И тут режиссёр Гомбожаб Цыдынжапов, зная, что Бадма хорошо поёт, танцует, играет на балалайке, пляшет русские танцы, советует поступить в театрально-музыкальное училище. В 1938 году Бадма окончил его. Затем его забрали в армию, как он пишет в автобиографии, «в 1939 году был призван в ряды Красной Армии, служил в Советском флоте, где был зачислен солистом Тихоокеанского ансамбля песни и танца». Но тут началась подготовка к Первой декаде и его отозвали со службы. Ему дали роль Буумал-хана в первой национальной опере М. Фролова «Энхэ-Булат батор». Позже во многих спектаклях он пел ханов, например, Хана в «Баире». У него даже прозвище было Хан, из-за того, что ему хорошо удавалась эта роль.

Цырен Шагжин, исполнявший главную роль Энхэ, в статье "Наша гордость" писал: "До сих пор в моих ушах звучит мощный голос Б. Балдакова в роли Хана и Бумалхана в обоих исторических спектаклях».

Впоследствии, когда один из руководителей декады Иосиф Михайлович Туманов приезжал для последующей постановки "Энхэ", он на встрече с общественностью республики в зале Бурятского обкома КПСС вспоминал: "Чудес на свете не бывает. Но I декада национального искусства была настоящим чудом. Она ошеломила театральную Москву. Первые полосы центральных газет украшали портреты Н. Петровой и Б. Балдакова, которые мгновенно полюбились московскому зрителю".

Мои родители познакомились на Первой декаде. Мама, Татьяна Ильинична, была бухгалтером. Но тогда приглашали молодых привлекательных девушек, как артистов, в массовки.

В войну отец в составе концертно-фронтовой бригады выступал на Первом Белорусском фронте. Зимой, на Брянщине, бурятские артисты выступали перед бойцами действующей армии. Приведу письмо председателю Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР Иванову от комитета по делам искусств при СНК СССР, в котором говорится от том, что «Главное Управление музыкальными учреждениями Комитета по делам Искусств при СНК СССР с удовлетворением отмечает большую и плодотворную работу, проведённую на фронте бригадой артистов Бурят-Монгольской АССР под руководством народного артиста СССР тов. Цыдынжапова Г.Ц.

Бригада дала более ста концертов в действующих частях Красной Армии, из которых большинство было проведено на переднем крае обороны. Все концерты проходили на большом художественном уровне, заслужили высокую оценку рядовых бойцов, сержантов и офицеров.

Главное Управление музыкальными учреждениями выражает солидарность тов. Цыдынжапову Г.Ц., Петровой Н.К., Балдакову Б.М., Гергесовой Т.Е., Лыгденовой В.Д., Шалтыковой М.С., Бадмаеву Ц.Е., Дворникову И.С. и просит к периодическим праздникам командировать этот же состав для обслуживания фронта».

А вот что писали сами непосредственные зрители: «Личный состав воинской части гвардии полковника Якобсона прослушав концерт, данный бригадой Бурят-Монгольского ордена Ленина музыкально-драматического театра 29 декабря 1943 года, испытывает сердечное удовлетворение данным концертом, который вызвал восхищение у всего личного состава. Особо отмечает высокую культуру в исполнении номеров артисткой Петровой Н.К., артистом Балдаковым Б.М., артисткой Шалтыковой М.С. и Гергесовой Т.Е., а также за культурное ведение программы вечера руководителем Цыдынжаповым Г.Ц.. В этом концерте личный состав познакомился с национальной культурой бурят-монгольского народа. Содержание всех программ вдохновляет и зовёт воинов Красной Армии на героические битвы за Родину против немецко-фашистских поработителей».

После войны отец учился в Московской консерватории в 1946-1948 годы у Н.И. Сперанского, но через два года его отозвали в театр: петь было некому.

- Он, наверное, жалел, что не удалось завершить обучение.

- Нет. Он потом учился в Средней Азии, и его снова отозвали. Ему некогда было учиться. Не было баса, кроме него. Оперной сцене он отдал тридцать лет.

В своё время во всех спектаклях театра он был задействован. Нёс огромную нагрузку. Линховоин был ещё молодой. Вся программа полностью была на отце.

Дома мы его редко видели. А ещё же гастроли. Я практически в театре выросла. Все спектакли посещала. Шла только на отца. Его бесконечно любила слушать. Он появлялся, и весь зал замирал. Обладал каким-то магнетизмом. Певцы бывают разные. Когда он выходил на сцену, зал затихал и после окончания пения взрывался бурными аплодисментами. Он владел публикой от начала и до конца. Вроде внешне неброский был, небольшого роста. Это редкий дар, я даже объяснить не могу. Себя полностью отдавал пению. Приходил после спектакля как выжатый лимон, снимал сорочку – она вся мокрая.

Однажды музыковед, мой коллега Базыр Олзоев, который часто присутствовал на репетициях, спрашивает у меня: «Как он дома, деспот?». «Что вы, мухи не обидит. Добрейший человек», — говорю. Мама была строгая-строгая. Я обижалась на отца в том случае, если он меня не защищал, если молчит, значит, соглашается с мамой. Но чтобы упрекал – такого не было. А Олзоев мне говорит: «Когда он на репетиции в театре – это что-то». Отец приходил на репетицию и знал всё. Ария – это же огромная партитура, опера – целая поэма. Мало того что выучить, надо это ещё и спеть, и сыграть. Он знал наизусть не только свою партию, он знал партии всех своих партнёров. И, как обычно: кто-то не выучил, кто-то недоучил, кто-то не слышит. Тогда он возмущался, мог сказать резко, требовательно. Сам же себя вёл безукоризненно, помнил всё. Кстати, Цыдынжапов был таким же резким, когда дело касалось профессии. Это, по-моему, вообще характер баргузинских бурят.

Гремин, Галицкий, Пимен, Хусэтэ, Рамфис, Кочубей, Мефистофель, Мельник… Исполнил свыше 30 партий. Сколько вещей спел, сколько арий и песен русских, бурятских и зарубежных композиторов! Это впечатляет, если учесть, что в 46 лет перестал он активно петь.

Знаю, как ушёл со сцены. Учили на бурятском языке оперу Глинки «Иван Сусанин», текст в переводе не ложился на музыку. Для музыканта, певца ужасно, когда текст не сходится с музыкой. Роль Ивана Сусанина дали отцу. Он мучился во время репетиций. И на сцене получил инфаркт, причем тяжёлый, обширный. И в 46 лет ушёл на пенсию по инвалидности. И не стал петь с того момента. Через два года врачи разрешили петь, голос у него звучал. Стал работать в филармонии, стал, говоря современным языком, эстрадным певцом. Его репертуар резко изменился. Стал петь бурятские народные песни, свои любимые «Хурин хээр», «Байсын шулуун». Те 10-15 песен, музыку к которым он написал, пользовались большой популярностью.

- И в наше время «Баргажан» является гимном баргузинцев и курумканцев. А его романс «К любимой» называют шедевром музыкального искусства.

- «Уянхан гараараа хузуудээд…» посвящён маме. Он всегда говорил: «Своей Тане посвятил». У них была большая и красивая любовь. Мама родом из Качуга, выросла сиротой. Когда вышла замуж за моего отца и поехала знакомиться с родителями в Курумкан, те приняли её как свою родную дочь. Она их очень любила, уважала. Мама работала бухгалтером в краеведческом музее, хоровой школе.

- Бэтти Бадмаевна, у вас имя интересное…

- У нас жила студентка, которая училась на инязе. И когда родители попросили её сходить зарегистрировать меня, она дала мне имя Бэтти, так как была увлечена английским языком.

- Ваша профессия?

- Окончила институт культуры, работала в педагогическом училище.

- Дети?

- У нас с Карлом Шагжиевичем трое детей, четверо внуков.

- Рассказывают много историй, связанных с именем Бадмы Балдакова…

- Вся жизнь у него сплошные истории, часто весёлые. Любил разыгрывать своих коллег. Он был великолепными рассказчиком. Кто бы знал, что все эти рассказы, прибаутки из его жизни будут интересны, если бы я стала всё записывать… Но увы! Теперь вся надежда на память. А она из множества сохранила всего несколько наиболее значительных эпизодов. Случай интересный был. В 1945 году отец участвовал на Восточном фронте в концертной бригаде. У него случился сильный приступ почки, температура 40 градусов. Лежал в купе весь закутанный. Когда военные проверили, решили, что он японский шпион. Его собирались забрать вместе с нарядом. Но там оказался наш земляк, разведчик, переводчик Хурган Анхаевич Бадмаев. Смотрит: Балдаков. Отец даже говорить не мог, был в жутком состоянии. В тот момент, когда его чуть с поезда не сняли, спас Хурган Анхаевич, они с отцом в молодости дружили.

А недавно рассказал мне одну историю бывший московский студент. О том, как папа привёл в шикарный ресторан московских студентов из Бурятии: «Мы стесняемся, не знаем, как себя вести. Публика солидная. «Не бойтесь, — сказал Бадма Мелентьевич, посадил нас за столики, вышел на эстраду и запел: «Вдоль по Питерской». Зал был битком набит: в то время рестораны хорошо посещались, потому что их было мало. Вскоре наш столик весь был завален деньгами. Бадма Мелентьевич взял деньги, дал официанту заказ, накормил нас и оставшиеся деньги рассовал нам по карманам».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15