Алан –Гоа на исторической родине
Баргузинская долина в истории монголоязычных народов занимает особое место. В баргузинских исторических летописях указывается, что стойбище Бортэ-Чино –предка Чингисхана находилось на плато Тэптэхэй горной вершины Бархан-Уула. Не поэтому ли эта вершина стала священной?
Самоназвание долины , как утверждают исследователи имеет происхождение от Баргуджин-Тукума- как родина замужней женщины. В мифологии встречается имя –Баргуджин-Гоа, она являлась первой женой Хоридой –мэргэна от брака , которых родилась Алан-Гоа- родоначальница золотого рода Чингизидов. О происхождении Алан-Гоа указывает монгольская летопись «Сокровенное сказание монголов» -«Параграф 8.А по поводу той племенной группы выяснилось так: Баргучжин-гоа дочь Бархудай-Мергена, владетеля Кол-баргучжин-догумского была выдана замуж за Хорилартай-Мергена, нойна Хори-Туматского. Названная же Алан-Гоа и была дочерью, которая родилась у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле, в местности Арих-Усун».Монгольские источники под термином Ариг Ус , как известно подразумевали озеро Байкал.
По шаманским представлениям хозяйкой- духом Болоон-Тумэрских озер является Баргуджин-Гоа. Это нашло отражение в шаманских призываниях, в устном народном творчестве.
В исторических источниках и в монгольской мифологии указывается , что Алан-Гоа является праматерью рода Чингисхана. Ее сын стал главой завоеванного им племени и был предком Чингисхана.
«Духом-хозяином» истока реки Баргузин одни считают Баргужин-Гоа, другие Саган-баатар хаан. По местным поверьям, от них зависят своевременность и обилие дождей» — в своей исследовательской работе «Культовые места Баргузинской долины» утверждает кандидат исторических наук Б.Ц.Гомбоев. Об этом упоминает и К.М. Герасимова (Герасимова, 1969 г.). К.М. Герасимова также отмечала, что называя хозяев местности, информанты вначале упоминают либо одну Баргужин-гоа, либо добавляют после нее батора Сагаан-хан. От хозяев Боолэн-Тумэр зависят своевременные и достаточно обильные дожди». (Герасимова,1969 г.).
Как пишет исследователь шаманизма Б.Д.Базаров, «дух-хозяин» горы Бата-сааган ноен является кузнецом на Восточной стороне с местом пребывания на горе Боолэн-Тумэр, непосредственно примыкающей к одноименному озеру, где берет начало р.Баргузин. Озеро Бооолон-Тумэр шаманы издревле называли Хатаалгын –нуур, в переводе -« корыто, в котором закаляют железо».Жена Бата-сагаан ноена, Баян-бурал хатан- покровительница и заяша долины Баргузин. Бата-сагаан ноен, будучи учеником Бахар-хара ноена, был вхож в его кузницу Бай-гал(Б.В. Базаров,2000, ).Возможно к этому ряду относится сообщение Рашид-Ад-Дина, где говорится о взаимосвязи между предками рода и железной горой, праздником Белого месяца и Чингисханом: « вследствие этого, люди не забывают о той горе, плавке железа и кузнечном деле, у рода Чингисхана существует обычай и правило в ту ночь, которая является началом Нового года (Цагансар.Б.Ц.Гомбоев.) приготовлять кузнечные мехи, горн и уголь; они раскадяют немного железа и, положив его на наковальню, бьют молотом и вытягивается в полосу в благодарность за свое освобождение (Рашид-Ад-Дин, 2002,».
Проведение III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) в Республике Бурятии, в Баргузинском и Курумканском района является знаковым событием в истории бурятского народа. Оно еще раз доказывает о том, что страна Баргуджин-Токум и ее обитатели-племена баргутов и множество других племен играли важную роль в создании Монгольского государства, в образовании бурятского этноса. III Международный фестиваль баргутов является историческим аргументом того, что страна Баргуджин-Тукум, Бортэ-чино, Барга –Батор, Баргуджин-Гоа известны в монгольском мире, и имеют значение в монгольском мире.
Имя Алан-гоа - родоначальницы Золотого рода чингисидов, праматери Чингисхана является священным для монгольского этноса. Как, установлено происхождение предков Алан-Гоа связано со страной Баргуджин-Тукум, центром,которой как утверждают ученые являлась Баргузинская долина. Учитывая все это, одним из главных решений III Международного баргутского фестиваля (2015 г.) было установка памятника Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе.
В целях реализации этого решении в Курумканском районе проводилось обсуждение данного вопроса в администрации МО «Курумканскии район»( 2015 г.). Важной проблемой стал выбор места установки памятника Алан-Гоа, которая бы соответствовала статусу и историческому значению Праматери Чингисхана. Первоначально рассматривался местность Шаманка, у горы Дээдэй –бабаай, который покровительствует верховьям реки Баргузин. Но, в силу того ,что эта вершина находится в глубине Курумканского района, труднодоступна для туристов и жителей района, этот вариант стал неприемлемым. Рассматривался также вопрос и об установлении памятника Алан-Гоа у подножия вершины Бархан-Уула, которая наиболее связана с ее предками, в том, числе и Бортэ-Чино. Но, и здесь имеются свои специфические для местности условия –место окруженное лесом, небольшой обзор памятника и рельеф местности не соответствует установке памятника. Наиболее подходящим для установки памятника является местность Хадагшан, подножие горы Марян(Лысая горы), откуда открывается величественная Баргузинская долина. Но и эти предложения требуют тщательного публичного обсуждения.
Решение этого вопроса требует достаточно много времени, так как это связано с межеванием земельного участка отводимого под памятник, эти местности относятся к Лесному фонду. Дальнейшие этапы возведения памятника Алан-Гоа: планировка земельного участка, проект и заказ самого памятника, установка памятника с соблюдением всех предусмотренных в этих случаях традиции и обычаев. Важнейшим вопросом является поиск источников финансирования — спонсирование, меценатство, в рамках бюджета, благотворительные акции.
Согласно, решения фестиваля баргутов Памятник Алан-Гоа должна быть установлена в Баргузинской долине, на древней земле Баргуджин-Тукума к началу IV Международного фестиваля баргутов в г. Чойбалсане (Монголия) в 2019 г. Презентация Памятника Алан-Гоа представляется участникам фестиваля, как отчет о проделанной работе, что будет иметь международное значение.
Памятник Алан-Гоа олицетворяет собой память обо всех матерях. Установленный памятник Алан-Гоа в Баргузинской долине, в Курумканском районе будет символом памяти обо всех матерях Баргузинской долины, всей Бурятии.
Комментарии (1)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.
Есть реальное предложение сделать бюджетный памятник из металла на месте + подготовить несколько мастеров по изготовлению скульптуры из числа местных жителей.